Рыбалкой время насквозь


Сегодня давайте вспомним первые задокументированные руководства о рыбалке и вообще упоминания. Начнём, как водится, издалека…

Время беспощадно и рисунок прутиком на песке седого неандертальца о том, как загнать рыбу в заводь и пронзить острогой, увы, не сохранился. Всё-таки двести тысяч лет прошло.

А полсотни тысяч лет назад седой охотник в пещере копотью факела  оставил след. Рыбу и себя. Selfish по-английски эгоистичный, но подходит. Себя и рыбу. И копьё. Тогда к нему ещё не привязали леску, так что пока без удочки. Зато раскопки уверенно говорят, рыбу ели много и разную. А значит были технологии и хитрости.

Эти инструкции сильно изъедены временем, но мы понимаем – рыба есть.

И, не мешкая, переносимся в Древний Египет.

Здесь графика получше, уже на папирусе или керамике. Видим, что появились удилища и лески, и крючки. Только катушку пока не разглядеть.

Древнеегипетские иероглифы толком читать мы так и не научились, но рыба, смотрите, уже отдельным значком и скоро даже станет буквой! Редкие вещи удостаиваются такой чести.

А мы перескочим ещё на пару-тройку тысяч лет вперёд и окажемся в Китае, куда уж без него. Здесь о рыбалке складывают трактаты и поэмы, технологии по-азиатски изысканно вычурны и отточены.

Ma Yuan’s “Angler on a Wintry Lake”, 1195 год.

Китайцы придумали катушку и почти совершенные бамбуковые удилища, и острейшие железные крючки, а тончайшую шёлковую леску жевали им специальные гусеницы. И всё это прекрасно описано на бумаге, которую они заодно и придумали. Жаль, что по-прежнему непонятными нам иероглифами.

И вот в Англии в конце XV века в «Книге Святого Альбиона» в отдельном разделе выходит «Трактат о рыбной ловле на удочку». Мы видим, что ужение стало дисциплиной с этикетом и правилами. Особенно хорошо там описана техника нахлыста и снаряжение для него.

Забавно что до сих пор из-за спорного  авторства этой главы кипят страсти, ещё бы, она подписана настоятельницей монастыря Джулианой Бернес. К радости феминисток и недовольству жён рыбаков.

В переизданиях книги появились и другие эссе о рыболовстве, а этот трактат теперь историки считают плагиатом какой-то французской книги начала XV века. Тёмные века одним словом, да и на рыбалке феминисток нет.

Так вот, в этом трактате было описано трёхколенное удилище из разных пород дерева и много тонкостей нахлыста, но главное там буквально было сказано: «Рыбалка лучший спорт для джентельмена».

Неплохо, но это лишь отрывок, книга всё-таки религиозная. Так что подождём пару веков и вот она – книга про рыболовное мастерство, подробное руководство для рыбака с иллюстрациями от Исаака Уолтона (1593-1683 гг.) «Образцовый рыболов, или Созерцательный отдых человека». Концентрированная кладезь рыбачьих знаний.

В Англии ее считают «ветхим заветом» рыбака. Она переводится, издаётся и продаётся до сих пор. Даже несмотря на то, что и её считают плагиатом с недавно найденных других книг. Авторские права на рыбалке? Смешно. Это наш общий опыт, только восторг от трофея глубоко личный.

А для России есть свой «новый завет» это, конечно, книга Леонида Павловича Сабанеева «Рыбы России. Жизнь и ловля наших пресноводных рыб».

Книга безумно хороша. Настоящая энциклопедия для русского рыбака, полная многовековой мудрости и наблюдений именно для России и её разнорыбобразия.

Но справедливости ради, мы помним и книгу Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье рыбы», изданную аж в 1847 году. В письмах к своему другу Николаю Васильевичу Гоголю автор писал так: «Я затеял написать книжку об уженье не только в техническом отношении, но и в отношении к природе вообще».

О рыбалке можно писать бесконечно, конечно.

А я, заканчивая это беглое изыскание, прихожу к странной мысли, что время для рыбалки найдётся всегда. Такая история, видите ли.

Тюльк.

Рубрики: Fact